Вокруг драматического треугольника, разработанного Карпманом в 1968 г., до сегодняшнего дня идут научные дискуссии. Изначально Карпман ввел драматический треугольник, чтобы объяснить, как люди
застревают в цикле желания удовлетворить свои потребности без явного осознавания и озвучивания, чего именно они хотят от других людей и в чем нуждаются. Он отметил, что люди в межличностных конфликтах могут застревать в цикле ролей: жертва, преследователь и спасатель. А также могут втягивать других людей в подобное драматическое взаимодействие. Вовлеченные игроки часто действуют по собственной воле, удовлетворяя свои эгоцентрические потребности. Одним из предположений о цели таких отношений является потребность избежать подлинной близости.
Несмотря на существующие споры теория драматического треугольника постоянно дополняется, уже разрабатываются измеряющие инструменты. В исследовании Andrew Lac (University of Colorado Colorado Springs) и Candice Danae Donaldson (California Department of Public Health) 2020 года приводится созданная и проверенная на валидность «Шкала драматического треугольника».
Официального перевода и валидации шкалы на русском языке я в настоящий момент не нашла. Приведенный в данной статье перевод может использоваться только для более точного понимания, на какие критерии, мы можем опереться, определяя ведущую роль в драматическом треугольнике.
Для подтверждения роли жертвы используются следующие вопросы:
Я чувствую себя беспомощным рядом с другими людьми.
Мне неудобно просить у других того, что я хочу.
Мне кажется, что я никогда ничего не смогу сделать правильно.
Мне нужны другие люди, чтобы решить мои проблемы.
Я приношу извинения, даже если не совершал ошибки (не виноват).
Другие люди склонны уходить, отвергать или бросать меня.
Для описания роли спасателя введены утверждения:
Я изо всех сил стараюсь сделать других людей счастливыми.
Угождать другим важнее, чем самому себе.
Я склонен все бросать, чтобы помочь нуждающимся.
Я чувствую себя виноватым, если у меня нет времени помогать другим.
Я ставлю потребности других людей выше своих собственных.
Мне нравится спасать и приводить в порядок (исправлять) людей в моей жизни.
Я слишком щедр, много отдаю другим людям.
Для выявления роли преследователя представлены вопросы:
Я чувствую свое преимущество в общении с другими людьми.
Другие люди некомпетентны и слабы.
Я наказываю других, если они говорят мне что-то оскорбительное.
Я пользуюсь другими, прежде чем они воспользуются мной.
Мне легко доминировать над другими.
Интересными являются также найденные связи показателей по ролевым субшкалам с уровнем депрессии, тревоги, а также стилями привязанности.
Одним из спорных вопросов драматического треугольника было отсутствие четких критериев для каждой из ролей. В результате данного исследования был произведен отбор данных критериев. Надеюсь, это исследование поможет вам в вашей работе.
6 декабря в 19.00 начнется цикл «Психотерапия созависимых отношений», где мы подробно разберем программу помощи таким людям и будем наращивать необходимые практические навыки.
С уважением, врач-психотерапевт, к.м.н. Осипова Светлана Анатольевна.